По приезду в Астану первоначальный план был отдыхать пару дней и не выходить из отеля. Но оказалось, что даже четыре часа сна в первый день мне хватило, чтобы отойти от долгой дороги и стресса, вызванного множеством негативных новостей. В первый же день я кинулся делать сим-карту, а уже на второй день пошёл в ЦОН (местный аналог МФЦ) за ИИН – с этим номером тут можно считаться человеком и заказывать банковскую карту, страховку и прочие важные вещи.
Первое впечатление от Астаны: осенний фотоотчёт.
Часть 1 – волнительная. Из России за три дня.
В ЦОН я пришёл к открытию и примкнул к толпе у дверей. Вот только внутри оказалось, что именно с этого дня россиян здесь больше не обслуживают, чтобы не создавать толпы, и всех приезжих переместили в другой ЦОН на Сауран 7. Туда мы и помчались с парой других молодых людей, которых я антисоциофобно позвал с собой. Как из зовут я, конечно, не запомнил, потому что с именами у меня всегда плохо, но это и не особо важно – с тех пор я их больше не видел.
Приехали мы на другой берег спустя полчаса, и было уже слишком поздно: очередь тянулась от ЦОНа за угол и продолжалась на весь квартал.


Говорят, что британцы проводят в очередях 47 дней жизни, и в этот день я стал намного больше похож на них. Если добавить к этому ожиданию ещё и очереди в банках на обмен денег (примерно час в лучшем случае) и получение карты Каспи (банк тоже выделил специальное новое помещение только для приезжих), то мне можно претендовать на гражданство.
Очередь двигалась довольно быстро – примерно одна припаркованная машина за две минуты. И можно было ожидать, что некоторые в очереди занимали место ещё со вчера – так много было народу, но нет, все пришли ровно к девяти, просто желающих оказалось слишком много. Молодые люди, которые отъезжали от моего ЦОНа на другой машине и приехали на пару минут раньше, оказались впереди нас человек на десять. Отсюда можно предположить, что очередь увеличивалась со скоростью пара человек в минуту.
Чтобы стоять в очереди было интереснее, пошёл дождь. Прохожие с интересом снимали нас, и я чувствовал себя не беженцем, а суперзвездой. Местное гостеприимство также позволило нам чувствовать себя желанными гостями, хоть в интернете некоторые агрессивные ребята и любят писать про то, что приезжих никто не ждёт, и подбивают уезжать домой.




То ли работники ЦОНа, то ли активисты установили два столика с термосами и раздавали желающим бесплатный чай и печенье. Вокруг работало несколько небольших магазинчиков и кафе, откуда выбегали администраторы и приглашали греться или сходить в туалет. Мне такие меры показались даже немного излишними – во всяком случае, если сравнивать с ожиданием в день или даже больше на сухопутной границе, тут всё было не так уж и плохо.
Кстати, на границе людей тоже поили чаем и даже организовали палаточный городок, чтобы иммигранты могли отдохнуть и спрятаться от ветров, пока ждут своей очереди.






Через пару часов я уже завернул за угол и видел крылечко ЦОНа – стоять на финишной прямой было намного приятнее. Хотя стало холоднее. Но, чтобы мы не сильно огорчались, местные мужчины разносили яблоки и груши, и прямо на улице юрист проводила консультации по регистрации и документам. Проблемой стало то, что многие приехали по российскому паспорту, но в этот день их приём ограничили – теперь внутренний паспорт принимался лишь с заверенным переводом – ЦОНу нужна была латиница, что странно, ибо казахский язык использует кириллицу. Юрист тоже удивлялась нововведениям и говорила, что до утра они и сами о таких правилах не слышали.
Спустя три часа меня впустили внутрь. Передо мной, судя по талончику, стояло ещё 160 человек. На обслуживание всей этой толпы у работников ушло менее часа, что впечатляет, учитывая скорость работы российских МФЦ. Здесь пытались всё сделать максимально быстро: работница отсканировала мои документы (нужен лишь паспорт), зарегистрировала мой телефон (именно поэтому нужен местный номер, а код страны тут, кстати, тоже +7), и я выскочил на улицу.
Впечатление было наилучшим: будто я поучаствовал в каком-то приключении, а не пытался зарегистрироваться в новой стране. Кроме этого, мы все стали звёздами местных новостей: как минимум четверо операторов снимали очередь и происходящее внутри, брали интервью у некоторых людей из очереди и начальника ЦОНа. Многие блоггеры запостили очередь в тикток или инсту, и я потом выискивал себя в толпе в новостных каналах. Находил.



После пары дней, видимо, здесь поняли, что удобнее просто организовать пункт в здании побольше, где все смогут уместиться внутри: тогда не придётся тратиться на «палатки» с чаем, да и не надо будет утрамбовывать народ в небольшом помещении, а местные смогут без всяких преград наслаждаться привычным сервисом. Поэтому в итоге ЦОН для приезжих организовали в дворце молодёжи (Каспи банк тоже организовал новое отделение в каком-то пустом помещении с потрескавшимися стенами) и там очередь за талончиками уже завивалась улиткой на втором этаже, спускалась по лестнице вниз, а потом начиналась заново – уже из тех, кто получил талон. Очередь была намного больше, но местные СМИ уже не особо волновались – только отдельные индивидуумы ходили со стабилизаторами вдоль завитков очереди. Но тут и картинка была не такая мощная: никакого ветра, дождя и активистов с чаем. Да ещё и на первом этаже кто-то умудрялся скандалить и пытаться пролезть вне очереди (некоторым всё-таки удавалось).
Я, хоть очередь эту и простоял, талон не применил – оказалось, что меня на входе, а потом ещё раз в очереди немного дезинформировали – мне стоять второй раз не надо было, а можно было за две минуты забрать готовую бумажку. Из-за этого я не смог насладиться ожиданием, когда 900+ человек передо мной сделают свои дела. Если 120 человек обрабатывались час, то тут можно было просидеть до конца дня.

Вместо этого я пошёл ждать карту (в основном, я ждал, пока починят принтер у моего менеджера, чтобы мне могли договор распечатать), а потом – очередь в обменник (её я так и не дождался, потому что Каспи решил обслуживать сначала всех местных, а потом иностранцев, и моя очередь так и не подходила). Кстати, Каспи что-то там ещё намудрили и потеряли мои данные, поэтому вызвали вне очереди ещё раз три дня спустя. И этот их временный офис преобразился: больше столов, поставили два картомата, а заведующие больше не кричали в мегафон в поисках людей с нужным номером талончика – в общем, здесь довольно быстро могут в экстренных случаях мобилизовать ресурсы ради клиентов, пусть даже и не очень перспективных.
В итоге, за неделю в Казахстане я стал британцем примерно на 1% и познал гостеприимство в смеси с прагматичностью, которой могут позавидовать нерасторопные немцы – они б ещё три года взвешивали все решения, а тут вот за это время тысячи людей обслужили.
1 Comment