
Бьорк представила свой юбилейный, десятый студийный альбом Fossora. Артистка обещала нам техно, много танцевальных треков и эмоциональные тексты о семье и доме, где она не часто бывала с шестнадцати лет, но вернулась в карантин. А теперь время послушать, что же у неё на самом деле получилось, ведь каждый альбом Бьорк полон сюрпризов.
Уже после выхода лид-сингла Atopos стало понятно, что к весёлым техно-песням у Бьорк свой подход и на пластинке не стоит ждать много электроники – акцент на органических, «земляных» инструментах. Не зря же на обложках и в фотосессиях певица окружена грибами странных цветов и размеров: они символизируют близость к родной земле и, на мой взгляд, отлично перекликаются с весьма примитивными аранжировками и прямолинейными текстами.
Тёплая палетка звуков на песне Atopos содержит бас-кларнеты, громкие ударные и… в общем-то всё. На альбоме этот набор расширили с помощью фирменных скрипок Бьорк, которые на этот раз звучат намного величественнее: многие песни – это амбициозные баллады, которые напоминают гимны или даже средневековые эпосы. Собственно, в этом плане изменений со времён Volta в манере исполнения и написания песен у Бьорк не так много. Всё те же уже привычные интервалы, эмоциональные распевы и гиперболизированный акцент с заменой гласных на любые другие одиночные звуки или дифтонги.
Но, в отличие от прошлых альбомов, на этом намного больше цепляющих мелодий и едва заметной поп-эстетики – он самый лёгкий для восприятия со времён Verspertine. Предсказуемой структуры на большинстве треков нет, но она словно подразумевается. В итоге слушатель оказывается в некотором напряжённом ожидании, а песни нерешительно тяготеют в сторону поп-музыки, но решают обойтись без очевидных ходов.
Так, Ovule с горячим южноамериканским битом словно должна привести нас к рэпу от Daddy Yankee, но Бьорк обходится без этого. На Mycelia нет слов, это лишь хоралы, но и они пару раз словно предвосхищают эпичный электронный дроп. Мне очень нравится такой подход: зачем делать в песнях что-то очевидное настолько, что слушатель и так может это представить, когда можно сделать всё наоборот и выдать более интересный трек, который хочется переслушивать ещё и ещё, только бы разобраться в песне?
Но Бьорк всё же всегда закидывает на альбом пару более «попсовых» треков для фанатов из девяностых и более широкой аудитории. Кроме Ovule на этом альбоме есть смесь рэггетона и габбера с индустриальным привкусом на Atopos. Да и самая длинная семиминутная Ancestress не показалась мне утомляющей – вовремя вступающие биты помогают держать все куплеты в связке. Victimhood чуть-чуть не дотягивает до Ancetress по времени, но и она нисколько не скучная. Гипнотический бит в начале очень напоминает трип-хоп девяностых, и эта чать песни с пугающим рёвом, то и дело накатывающим волнами звука, вполне могла бы вписаться в Post.
Но все длинные треки на этом альбоме могут похвастаться неплохим развитием и сменой текстур на фоне. Так, Victimhood обогащается дополнительными голосами, танцевальным битом и всё теми же кларнетами. Здесь и на заглавном треке Fossora техно-бит идёт вразрез с плавным вокалом Бьорк. С одной стороны, это позволяет певице оставаться в зоне комфорта со своими тягучими балладами и неторопливо распевать каждую гласную и даже согласную. С другой стороны, это не позволяет слушателю заснуть.

Отдельного упоминания заслуживает Fungal City – после первых прослушиваний мой любимый трек на альбоме. Отличная химия между ней и serpenwithfeet и впечатляющее развитие – песня постоянно эволюционирует и словно содержит в себе все прелести этого альбома.
Необычные структуры песен позволяют обращать больше внимания на тексты. На первом треке Бьорк говорит о единении людей и о том, что этот навык надо прокачивать. Она сравнивает надежду с мышцами, и меня всегда вводят в смятение её анатомические метафоры: они не очень поэтические, но зато эффективные и честные. В прочем, для любителей поэзии на альбоме есть ставшая народной поэма Fagurt Er í Fjörðum, где автор восхваляет исландские земли, столь плодородные в тёплые месяцы и готовые жестоко убивать зимой.
Особо важными на альбоме кажутся песни о матери Бьорк. Sorrowful Soil написана ещё до её смерти в 2018-м, но уже в немного скорбном тоне, хотя целью всё же было восхвалить Хильдур. Здесь тоже не обошлось без анатомических подробностей:
Во время жизни женщины
Она производит четыреста ооцитов,
Но только два или три оплодотворяются,
Сплетённые жизненной силой матери.
Эмоциональный текстиль. Самопожертвование.
А вот Ancestress уже более конкретная: здесь Бьорк обсуждает дислексию своей матери, которая, видимо, вдохновила и саму певицу придумывать новые слова (например, слово Fossora), добавлять в уже существующие слоги и лепить из языка, как из глины. Здесь же мы становимся свидетелями болезни, жизни с кардиостимулятором и последующей кончины Хильдур.
Fossora не является ни самым амбициозным, ни самым экспериментальным альбомом Бьорк. Но на этом юбилейном релизе певица собрала многие приёмы, которые копила все тридцать лет: баллады переплетаются с танцевальными ритмами, ангельские мелодии противостоят индустриальным битам, а тексты затрагивают как её личные трагедии, так и проблемы человечества – в итоге я слышу всё от Gling-Gló до Utopia, но с новым шармом. И, вспоминая свой опыт с трюфелями в Амстердаме, могу смело заявить, что это действительно грибной альбом. Ставлю 5/5.
2 Comments