У нас уже весна в полном разгаре: жду зелёную траву и новые заморозки с северным ветром. А пока что я хожу по городу (иногда даже без шапки), наслаждаюсь приятной погодой и наблюдаю за остатками ледяной скульптуры перед супермаркетом. Когда-то это была двухметровая фигура, а теперь лишь груда льда, который всё ещё борется за свою жизнь, хоть воздух прогревается уже до +8.
И я подумал: каждый год ведь кто-то делает такие скульптуры из снега или льда, пытается правильно соблюдать пропорции и не отколоть ничего лишнего, чтобы герои из мультфильмов, исторические персонажи или ледяные макеты зданий оказывались узнаваемыми. А потом приходит весна, и все эти старания тают, а воспоминания о работе остаются лишь на фотографиях. Это ведь самое настоящее авто-деструктивное искусство!

Термин авто-деструктивное искусство ввёл Густав Мецгер — художник польского и еврейского происхождения, который был вынужден бежать из дома, и после Второй Мировой Войны остался без гражданства. Получив грант на обучение, в 1948-м он поступил в королевскую академию искусств в Антверпене и в 50-х годах стал создавать произведения искусства, которые меняли свой облик со временем и постепенно разрушались. Он поливал нейлоновые полотна кислотой, резал их, разбивал стеклянные панели о бетонный пол — всё это должно было показать людскую одержимость разрушением и напомнить о последствиях воен, особенно Второй Мировой, которую Густав сам пережил.
Сам художник описывал новую форму искусства следующим образом:
Авто-деструктивное искусство — это, прежде всего, форма публичного искусства для индустриального общества.
Само-разрушающиеся картины, скульптуры и конструкции — это единство идеи, места, формы, цвета, метода и тайминга дезинтегративного процесса.
Авто-деструктивное искусство может быть создано природными силами, традиционными техниками в искусстве и технологическими техниками.
Усиленный звук само-разрушающегося процесса может быть элементом общей концепции.
Художник может сотрудничать с учёными, инженерами.
Само-разрушающееся искусство может быть создано машиной или собрано на заводе.
Авто-деструктивные картины, скульптуры и конструкции живут разное время: от нескольких моментов до двадцати лет. Когда процесс дезинтеграции завершён, работа должна быть удалена с площадки и утилизирована.
Лондон, 4 Ноября 1959

Густав напоминает, что многие изобретения человечества изначально были авто-деструктивными. Что разрушение и саморазрушение часто оказывались целью многих производственных процессов, изобретений и работы сотен и тысяч человек. Например, бомбы и ракеты саморазрушаются, если они были созданы без ошибок. Ниже выдержки из манифеста авто-деструктивного искусства:
Авто-деструктивное искусство воспроизводит зависимость от разрушения, насилия, которому подвержены индивидуумы или массы.
Авто-деструктивное искусство демонстрирует власть человека, которая позволяет усиливать и ускорять процессы дезинтеграции в природе, и запускать их.
Авто-деструктивное искусство отражает компульсивный перфекционизм оружейной промышленности — шлифование до самого момента разрушения.
Авто-деструктивное искусство — это трансформация технологии в публичное искусство.
<…>
Материалы и техники, которые могут применяться при создании авто-деструктивного искусства, включают: кислоту, клейкие материалы, баллистику, холст, литьё, глину, сгорание, компрессию, бетон, коррозию, кибернетику, каплю, эластичность, электричество, электролиты, электронику, взрывные вещества, обратную связь, стекло, тепо, человеческую энергию, лёд, реактивы, свет, грузы, массовое производство, металл, движение, двигающиеся картинки, силы природы, краску, бумагу, фотографию, гипс, пластик, давление, радиацию, песок, солнечную энергию, звук, пар, стресс, терракоту, вибрацию, воду, сварку, провода, дерево.



На выставку Густава я попал в Торуни в 2015-м, когда в рамках своего польского тура осматривал всевозможные музеи в десятке городов. И центр современного искусства тогда показывал авто-деструктивное искусство, где кроме работ Густава можно было увидеть кое-что посовременней. С той выставки я помню буквально пару экспонатов, и фотографий у меня сохранилось не так много, но всё же знаменитые нейлоновые полотна, прожжённые кислотой здесь есть. Некоторые выглядели ещё в порядке, но другие оказались настолько разваливающимися, что бывало сложно заметить произведение искусство: оно больше походило на лохмотья, которые забыла вынести уборщица.
И пока Густав и его друзья разрабатывали целую концепцию, продвигали новый вид искусства, в России (и не только) он существовал многие десятилетия, просто никто не подходил к нему с такой философской стороны.
Например, ещё Анна Иоанновна придумала в качестве забавы построить ледяной дом и сыграть в нём свадьбу шутов. Еропкин и академик Крафт стали архитекторами дома. Возводили дом из ледяных блоков, которые имитировали кирпичи — сейчас технология постройки ледяных городков не особо поменялась. Но только представьте, насколько огромным был этот дом: длина 17,1 м, ширина 5,3 м, высота 6,4 м. Все предметы внутри тоже были сделаны изо льда: мебель, посуда, цветы… На «свадьбу» согнали несколько сот артистов, чтобы гуляния прошли максимально пышно, и состоялось торжество 6 (17) февраля 1740 года. Дом простоял несколько месяцев, пока не растаял в апреле.

Чем не авто-деструктивное искусство? Использовались вода и лёд, из техник, вероятно, литьё (если ледяные фигурки заливали в какие-то формы) или резьбу. Для создания объекта артисты действительно сотрудничали с инженерами, а для процесса разрушения использовалась солнечная энергия, тепло — они же силы природы. Можно добавить сюда идею, и из экстравагантной выходки императрицы ледяная свадьба превращается в перформанс.
Я предлагаю заложить идею следующую: этот ледяной дом показывал если не желание опьянённых властью и богатством правителей разрушать города в буквальном смысле, то наносить вред нации, спуская деньги на что-то столь бессмысленное.




К современным ледяным скульптурам я отношусь теплее, чем к выходке Анны. Но немного странно, что ещё никто не задумался о экзистенциальной стороне вопроса: что делать, когда результат твоей работы исчезает сам собой? Нужно ли повторить работу через год или это того не стоит?
Вот такие у меня случаются мысли, пока я иду в супермаркет мимо груды льда.