
Планировал эту статью в прошлом году, но после марафона с документами решил, что хочу забыть это всё, как страшный сон. В этом году, пока стоял во всех очередях на продление РВП в Казахстане, тоже хотел написать что-нибудь разгромное. Но опять не стал.
А ведь между чувствами возмущения и принятия бюрократической одержимости мира я начал метаться ещё больше десяти лет назад, когда делал свои первые европейские визы. Меня удивляло, что для визы нужно показать каждую минуту своего пребывания в стране: все билеты. включая автобусные приходилось брать за несколько месяцев до поездки, а об экономии речи не шло. Остановиться у знакомых вместо отеля было невозможно.
Интересно то, что такие ограничения накладывались лишь на жителей некоторых стран, которых в этих странах считали вторым сортом. Ещё интереснее, как эта концепция классовости людей вообще сочеталась с культом равенства в Европе. Если бы они признали, что не все люди одинаково равны, то вся эта возня с визами не выглядела бы столь лицемерной.
Но почему в Казахстане столько трудностей для работников из соседней страны — для меня всё ещё загадка. Они не могут полагаться на такую классовость, как Европейцы, но список документов требуют не менее внушительный. За 2.5 года требования пересматривали несколько раз (всегда расширяли — в этом году из новых требований обязательная страховка).



Цифровизация здесь фиктивная, и во все учреждения нужно носить распечатки всех документов. Электронный документооборот происходит на нескольких сервисах, ни за один из которых не несёт ответственность государство (и ни один из которых не обновляют вовремя). Более того, лично документы нужно делать в разных местах: то по месту прописки, то по месту регистрации работодателя. Людям с удалённой работой придётся покататься по стране, чтобы получить разрешение на проживание.

Может, я слишком идеализирую мир, но мне бы всё-таки хотелось видеть такую ситуацию, где людей не делят на сорта, особенно, когда это специалисты, приехавшие работать и платить налоги в казну.