Charli XCX – BRAT

English version below

Сегодня приглашаю послушать один из самых ожидаемых релизов года – шестой студийный альбом британской певицы Charli XCX. Она не особо часто появляется в мейнстриме, но в поп-нише точно одна из самых обсуждаемых артисток. Например, на сайте музыкальных энтузиастов last.fm после выхода альбома она удобно расположилась на первом месте с впечатляющими числами. Поэтому предлагаю послушать, о чём же говорят в поп-мире с такой страстью: альбом BRAT.

Видимость Чарли обеспечивают её преданные фанаты, некоторые из которых следили за её творчеством ещё с независимых начинаний в ранних десятых. Некоторые присоединились после прорыва в 2014-м, других певица собрала за следующие десять лет с постоянными экспериментами со звучанием и множеством фитов. Критики стали одобрять её музыку, когда Чарли метнулась в сторону гипер-попа с продюсером A.G.Cook.

И эта траектория карьеры заставила меня поверить, что из Чарли выйдет идеальная поп-звезда, но альбом Crash два года назад развеял все мои фантазии: внезапно артистка окунулась в очень шаблонный, невдохновлённые дэнс-поп. Оправдывала это решение тем, что ей нужны деньги, чтобы продолжать экспериментировать. Но и на BRAT экспериментов не прибавилось. Она всё ещё на территории танцевальной музыки: на этот раз изучает очень популярную нынче эстетику девяностых, пытаясь изобразить плейлист с рейва. Получилось не очень убедительно.

На альбоме пятнадцать коротких треков, средняя длина меньше трёх минут, поэтому никаких интересных решений в композициях не будет. Ни впечатляющих проигрышей, ни хотя бы динамики в треках. Почти все они монотонные, шумные, так как вынуждены все биты вываливать сразу же на слушателя. И как только ты привыкаешь к биту, песня резко обрывается. Может, если вы под какими-нибудь таблетками, то треки зайдут лучше, но я сижу и пью водичку – видимо, не лучший выбор.

Наименее монотонным оказался Everything is romantic, который начинается со скрипок в стиле прошлого альбома Риты Оры, но переходы здесь тоже довольно резкие, будто Чарли яростно орудовала ножом, обрубая плёнку.

В плане текстов от Чарли в принципе никогда не приходилось ничего ожидать. Её прямолинейные, очень буквальные и неизящные тексты неплохо вписывались в эстетику панк-попа на втором альбоме или эмоциональый карантинный альбом с эстетикой DIY (сделай сам), но здесь они лишь тянут треки ещё ближе к непривлекательному примитивизму. Даже размышления певицы о будущем материнстве и том, заслуживает ли она коммерческий успех, кажутся нефильтрованным потоком сознания.

Может, есть мелодии? Нет. Ближе всего к мелодичности Чарли подходит на меланхоличной So I . На остальных треках даже нет внятных припевов – большинство хуков строятся на повторении одной фразы, как принято в билд-апах клубных треков (взять хотя бы лид-сингл Von dutch). Но после билд-апов никогда так и не наступает основная часть.

Да и вокал непримечательный. Как уже принято на её альбомах, голос агрессивно задавлен эффектами.

Но должно же быть на альбоме хоть что-то хорошее!? Синглы B2b и Club classics, которые мне изначально не зашли, после прослушивания альбома кажутся уже не такими плохими, хоть тоже больше напоминают обрывки из полноценных клубных классиков. Ближе всего к поп-хитам певица подобралась на Talk Talk и Apple, но ещё отмечу Girl, so confusing, где хотя бы есть понятная структура песни, и Mean girls, где трубящие синты в стиле Дэвида Гетты поздних нулевых соседствуют с игривым проигрышем на пианино — единственный по-настоящему интересный момент на альбоме.

Слушать альбом целиком на ютубе | споти | apple music

Brat можно похвалить за то, что тут Чарли совместила свои попытки залезть в поп-мейнстрим с любовью к экспериментам с электроникой. С другой стороны, альбом содержит и все недостатки обоих подходов: претенциозные, невыразительные, поверхностные треки с местами раздражающим продакшном. Всё-таки эта артистка больше про имидж, чем про содержание. И она так усердно пытается казаться крутой, что забывает об основных составляющих поп-музыки. Ставлю 3/5.

Рейтинг: 3 из 5.

P.S.: на данный момент это самая низкая оценка альбому. Все критики поставили значительно выше, в сумме пластинка набрала 93/100, делая её одной из лучших работ в истории. (могу лишь агрессивно закатывать глаза)


English version

Today, I invite you to listen to one of the most anticipated releases of the year – the sixth studio album by British singer Charli XCX. Although she doesn’t often appear in the mainstream, she is certainly one of the most talked-about artists in the pop niche. For instance, on the music enthusiast site last.fm, after the album’s release, she comfortably claimed the top spot with impressive numbers. So let’s delve into what the pop world is buzzing about with such passion: the album «BRAT.»

Charli’s visibility is largely due to her loyal fans, some of whom have followed her work since her indie beginnings in the early 2010s. Some joined after her breakthrough in 2014, while others have been drawn in over the next decade by her constant experimentation with sound and numerous collaborations. Critics started to praise her music when Charli veered towards hyper-pop with producer A.G. Cook.

This career trajectory led me to believe that Charli would become the perfect pop star, but her album «Crash» two years ago shattered these illusions: the artist suddenly dived into a very formulaic, uninspired dance-pop. She justified this decision by saying she needed the money to continue experimenting. However, «BRAT» doesn’t see an increase in experimentation either. She’s still in the realm of dance music, this time exploring the very popular 90s aesthetic, attempting to emulate a rave playlist. The result is not very convincing.

The album consists of fifteen short tracks, each averaging less than three minutes, so there are no interesting compositional choices. There are no impressive interludes or dynamic shifts in the tracks. Almost all of them are monotonous and noisy, as they have to unload all the beats immediately onto the listener. Just as you get used to a beat, the song abruptly ends. Perhaps these tracks would be better received if you’re on some kind of pills, but I’m just sitting here drinking water – apparently not the best choice.

The least monotonous track is «Everything is Romantic,» which starts with strings reminiscent of Rita Ora’s last album, but the transitions here are also quite abrupt, as if Charli fiercely wielded a knife, cutting the tape.

As for the lyrics, I never had high expectations from Charli anyway. Her straightforward, very literal, and inelegant texts fit well with the punk-pop aesthetic of her second album or the emotional quarantine album with a DIY aesthetic, but here they only drag the tracks closer to unappealing primitiveness. Even the singer’s musings about future motherhood and whether she deserves commercial success seem like an unfiltered stream of consciousness.

Are there any melodies? No. Charli comes closest to melody on the melancholic «So I.» The other tracks don’t even have coherent choruses – most hooks are built on repeating a single phrase, as is common in the build-ups of club tracks (take the lead single «Von Dutch,» for instance). But the main part never follows these build-ups.

And the vocals are unremarkable. As is customary on her albums, her voice is aggressively suppressed by effects.

But there must be something good on the album!? The singles «B2B» and «Club Classics,» which initially didn’t appeal to me, seem not so bad after listening to the album, though they also feel like snippets of full-fledged club classics. Charli comes closest to pop hits on «Talk Talk» and «Apple,» but I’d also highlight «Girl, So Confusing,» which at least has a clear song structure, and «Mean Girls,» where trumpeting synths in the style of late-2000s David Guetta coexist with a playful piano interlude – the only truly interesting moment on the album.

«BRAT» can be praised for Charli’s attempt to combine her efforts to break into the pop mainstream with her love for electronic experimentation. On the other hand, the album contains all the shortcomings of both approaches: pretentious, lackluster, superficial tracks with occasionally irritating production. Ultimately, this artist is more about image than substance. She tries so hard to appear cool that she forgets the basic elements of pop music. I give it 3/5.

Рейтинг: 3 из 5.

P.S.: This is currently the lowest rating for the album. All (professional) critics rated it significantly higher, with the album scoring 93/100 overall, making it one of the best works in history. (I can only roll my eyes aggressively.)

Оставьте комментарий